Вход / Регистрация

Портал Блоги Форум
Наши друзья
Запорожье. Городской портал. Портал города ОРЕХОВ
Компьютерный центр НИК ’ут есть почти фсЮ
ROCK Токмак Токмак моє місто
Національний природний парк "Муравський шлях" Студия В/В (цифровая видеосьемка)
Портал города Токмак в Кыргызстане
Cайт газеты Народна трибуна Магазин Канцлер

Экономическое и культурное развитие края (часть 3)

Автор: dimian | 22 ноября 2009 | Просмотров: 4351 | Комментарии: 0

В 1882 году в Большом Токмаке основывается завод земледельческих машин и орудий И.И. Фукса - немецкого подданного. А в 1885 году рядом основывается завод земледельческих машин и орудий Клейнера - австрийского подданного. Эти предприниматели начинали свое производство из мастерских для ремонта и изготовлению сельскохозяйственных машин, орудий. Сначала на каждом из этих предприятий работало по 200 рабочих, которые изготовляли буккеры, сеялки, жатки. О быстром развитие завода И. Фукса свидетельствуют архивные источники. Так в 1905 году на заводе было изготовлено 1000 букеров, 2000 сеялок, 1000 жаток, которые производили 300 рабочих, а уже в 1910 году - 4000 буккеров, 5500 сеялок, 4000 жаток, которые производили 400 рабочих.

Заводчики жестоко эксплуатировали рабочих: рабочий день продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера. Рабочие работали в низких, плохо освещенных, задымленных цехах по 12-14 часов. Администрация вела себя грубо, обсчитывали, штрафовали за малейшую провинность.

Рис. 1  Завод И.И. Фукса (начало XX в.)

 

В конце XIX века заводы и цеха сельскохозяйственного машиностроения основывали даже в небольших населенных пунктах. Например, в селе Скелеватое появился завод Н. Янцен.

Немецкие колонисты в Гальбштадте создали торговый дом "Франц и Шредер", занимавшийся производством и сбытом сельскохозяйственных орудий и машин.

В 1905 году на предприятиях Гальбштадта насчитывалось 540 рабочих, производивших продукции более чем на 1 млн. рублей, но получали мизерную заработную плату.

В 1906 году рабочие завода Фукса создали профессиональный союз. В ответ владелец уволил с работы организаторов профсоюза И. Захарченко и Ф. Кришневского.

Архивные документы свидетельствуют, что в 1905 году городок Большой Токмак расширилось в длину до 10 верст, ширина - 3 версты. А население городка составляло около 25 000 человек (в т.ч. 6000 евреев, которые занимались исключительно торговлей и ремеслами. На заводах Фукса и Клейнера занято около 500 рабочих большинством из местных крестьян.

Развитие сельского хозяйства и промышленности способствовал росту торговли. Значительных успехов торговля достигла в большом казенном селе Большой Токмак Бердянского уезда. Внешняя торговля была связана с развитием Бердянского порта. В первой половине XIX века Большой Токмак превратился в крупное торгово-промышленное село не только юга Украины, но и в России. Большой Токмак превратился в один из крупнейших ярмарочных центров Таврической губернии.

Географическое положение села Токмак способствовало развитию торговли в поселке. Через его земли проходила большая торговая дорога - Старый Млечный путь. Поселок занимал особое место, так как Большой Токмак располагался в самом центре разноплеменного населения: немцы менониты, немцы-лютеране и католики, духоборы, старообрядцы, молокане, украинцы, русские. Одними из соседей были ногайцы, которые в 1790 году были переселены из г. Кумы (Кубань). Они заняли большую территорию, которая образовала треугольник - от р. Берда к озеру Молочное и на вершину г. Токмак Бердянского уезда.

Оживленной торговли в Токмаке способствовало и то обстоятельство, что он долгое время имел статус административного центра.

Значительные ярмарки проходили в центрах немецких округов - колониях Гальбштадте и Молочной (Пришиб).

В середине 1890-х годов была построена Токмак - Гальбштадская соединительная ветка железной дороги, которая играла важную роль в развитии промышленности и товарного производства зерна в нашем крае.

 Экономическому росту городка способствовало строительство железной дороги, соединившей городок с станцией Пришиб на линии Харьков - Севастополь. В начале XX века немец-предприниматель Ваал получил кредит от государственного казначейства и построил железнодорожную ветку Федоровка - Гальбштадт - Большой Токмак, но затем продал эту железную дорогу государству. В 1910 году достроили железную дорогу между станциями Федоровка - Великий Токмак - Цареконстантиновка  На этой линии построили станцию Большой Токмак. Новая железная дорога получила название Токмакская, а ее управление расположилось в центре городка (ныне стоматологическая поликлиника). Железная дорога способствовала увеличению перевозок хлеба, сельхозорудий, машин и других товаров.

 Рис. 26 Торговый ряд

 

Значительную торговлю в Большом Токмаке проводили купцы и гильдии братья Константиновы, Литягины, Бондаренко, Гофман, Шальман, Пеккер, Блох, Зак, Лан, Коган и банкир Бергер.

В начале XX века немецкие колонисты построили шоссейную дорогу от колонистскую центра Молочная (Пришиб) до станции Пришиб длиной 22 версты с гранитным покрытием.

Развитие железных и шоссейных дорог привело к сокращению темпов роста ярмарочной торговли.

Бурное экономическое развитие Запорожского региона в конце XIX - начале XX веков, увеличения городского населения привело к росту числа ежедневных базаров и торговых заведений. Так, в начале XX века в Токмаке находились две торговые учреждения с годовым торговым оборотом в 1 млн. рублей и 27 торговых точек с торговым оборотом до 1 млн. рублей в год.

Первая крупная больница менонитов была открыта в колонии Мунтау, владельцем которой был Франц Валли. В 1912 году эта больница была превращена в госпиталь. В начале века при этой больнице существовала небольшая школа сестер милосердия.

Быстро росло производство на заводах сельскохозяйственных машин, увеличивалось количество рабочих. В начале XX века на 9 большетокмакских предприятиях насчитывалось более 1 тысячи рабочих.

Промышленники наживали капиталы путем жестокой эксплуатации трудящихся масс. Несмотря на закон 1897 года, который ограничивал рабочее время до 11,5 часов, фактически он продолжался 12-16 часов. За свою изнурительный труд рабочие получали мизерную зарплату.

В течение первого десятилетия XX века сельская кооперация юга Украины вышла на одно из первых мест в России. По количеству кредитных и ссудного сберегательных учреждений Бердянский уезд занял первое место в России. Значительных успехов достигла кооперация и ссудного сберегательных обществ Большого Токмака.

В конце XIX века большое значение в экономическом развитии занимают банки.

В 1890 году капитал банка на Молочной достиг 800 тысяч рублей, а Хортицкого банка - 1,2 млн. рублей.

Токмакское отделения Азово-Донского коммерческого банка (банк Бергера) развернуло интенсивные экспортно-закупочные операции с хлебом, который отправляли в порт Бердянска и Мелитополя.

На границе веков в России начался сильный промышленный подъем. За 1893-1899 годы производство в крупной промышленности увеличилось в 2-3 раза.

В Большом Токмаке конце XIX века было образовано акционерное общество "И. В. Клейнер и К°". В это же время начали работать машиностроительный и чугуна-литейный заводы Бергера и Загорелина, которые в начале XX века объединились в общество "Триумф". Это предприятие выпускало маломощные нефтяные двигатели "Триумф". В 1913 году на этом предприятии было занято 193 рабочих. Увеличилось количество рабочих и на других предприятиях и в ремесленных мастерских.

В начале XX века в Большом Токмаке было основано общество "Я. А. Пеккер и С"

Анализируя статистические сведения только о значительных предприятия края, можно сделать вывод, что немецкие предприниматели владели на территории Токмакского края более 95% машиностроительных предприятий, 100% - пивоваренных, 100% - крахмальных, 100% - уксусных, 100% крупяных, свыше 70% - мукомольных, свыше 90% - кирпично-черепичных предприятий, а производство сухого молока было единственное на всю Российскую империю. Итак, немецкие колонисты сделали значительный вклад в экономическое развитие нашего края.

В начале XX века в Большом Токмаке (на территории современной центральной районной больницы) находился летний сад с дендрарием (редкие растения), аллеями, клумбами, фонтанами. На его территории играл духовой оркестр, действовал театр и гимназия. В городке существовала картинная галерея предпринимателя-мецената Ваала. В городе были торговый дом и казино братьев Шальман, гостиница и ресторан Абрамянц, мебельная и две чулочные фабрики, магазины купцов Бондаренко, Когана, Лана, Зака, Пеккер, Шальман, Блоха, Загорелина.

В 1913 году в городке Гальбштадт находилось также множество предприятий. Среди них надо отметить 3 крупные мельницы, завод электросиловых двигателей, моторную фабрику Франца и Шредера, машинный завод, кирпично-черепичная завод, типография, фотоателье, гостиница, пекарня, больница, почта, железнодорожная станция, гаражи, аптека, конторы различных предприятий, админкорпус, много магазинов.

Ближе к началу первой мировой войны в Большом Токмаке действовали две аптеки, участок мировых судей, становой урядник, участки: агрономический, ветеринарный, страховой, призывной, больничный и фельдшерский, конная почтовая земская станция, прокатная станция сельскохозяйственных орудий и машин, благотворительный округ, телефонная станция и электростанция.

К 1910 году на заводах Фукса и Клейнера построили литейные, слесарно-механические, кузнечные, деревообрабатывающие и малярные цеха. К 1913 году общий капитал двух заводчиков составлял около 12 миллионов рублей. Общая численность рабочих на этих заводах достигло 1500 человек. Заводы производили 5000 буккеров, 5000 сеялок и 500 конных молотилок в год. Также началось освоение производства нефтяных двигателей мощностью 10-12 лошадиных сил.

С началом I мировой войны заводы Фукса и Клейнера были секверстованы царским правительством и переданы в распоряжение Юго-Западного фронта. В 1915 году на заводах Клейнера военное командование организовало мастерские по ремонту автомобилей. А на заводе Фукса для нужд фронта вырабатывались тачанки, походные кухни, оборудование для дезинфекции солдатской одежды. Часть цехов была приспособлена для ремонта автомобилей.


Источник: В.И. Медведский "Токмак: археология и история"
Оцифровка и перевод: dimian и ANDREY


Рейтинг: 5/5 (12 голосов)

Комментарии (0):

Войдите или зарегистрируйтесь чтобы получить возможность комментария
Помощь сайту

WMU: U152243501801

WMZ: Z137261134897

WMR: R310162641855

WME: E328846149254

В примечании к переводу Пожалуйста указывайте ник или имя

Уже помогли

© 2008-2010 tokmakcity.org.ua Все права защищены.
Использование материалов сайта возможно только со ссылкой на tokmakcity.org.ua
разработка и дизайн - dimianStudio
Пользовательское соглашение
Реклама на сайте
Обратная связь
Экспорт
О проекте